заметки о путешествиях туда и обратно

Железная дорога: «От „Супер D“ до „столыпинского“ — почувствуй разницу»

13 апреля 2008, 10:20
Путешествовать по Китаю поездом так же просто, как сходить в магазин на родине. Но в отличие от российского магазина — дешево. И даже — «сердито». Я, не высовывавшийся дальше шашлыков на даче, за два года объехал почти весь Северо-Восток Китая не испытывая того дискомфорта, который сопутствует любой короткой поездке по мизерному поводу у нас в стране, которую почему-то продолжают считать «великой железнодорожной державой».

На чем ехать?

Поезда в Китае разделены на несколько классов, описывать всё — не имеет большого смысла.

Довольно запомнить четыре основных: D, T, K и «четырехзнаки». Редкие поезда — это N, L, Q, Z-рейсы внутри провинций. Их скорость и комфорт лежит между T и «четырехзнаками».

D-класс (Dongchezu). Новые поезда из тех, что стали ходить около года назад. Отличаются от поездов других классов на порядок. Обычно ходят только по пекинским направлениям. Цены в два раза выше чем на поезда T-класса. Из минусов можно отметить наличие только сидячих мест, но с откидными анатомическим креслами и запрет курить.

Но это того стоит. Во-первых, скорость. Крейсерская скорость не менее двухсот километров в час, а то и больше. Отрезок пути, на который обычный поезд тратит три-пять часов, они пролетают за два. Во-вторых, комфорт — вагоны второй категории (всего их две) стоят на порядок выше ТУ'шек S7. Обедом не покормят, но журнал «Наши железные дороги» и фирменную бутылочку воды принесет аккуратный стюард. Первая категория Dongchezu — это бизнес-класс, с напитками и развлечениями, попробовать которые за время короткой поездки нереально, но можно попытаться, если есть желание и деньги. В-третьих, внешний вид — поезда напоминаю поезда токийской подземки — такие же гладкие и обтекаемые.

T-класс (Tekuaiche). Экспрессы предыдущего поколения, которые теперь меняют на D'шки. Они проезжают тоже расстояние, что и D-экспрессы примерно на 1/3 медленнее. Обычно укомплектованы пристойным кондиционером и довольно мягкими сидушками даже в жестких вагонах. По соотношению цены и комфорта поезда T-класса можно рекомендовать как самый подходящий транспорт для путешествия.

K-класс (Kuaiche). Медленнее, чем поезда Т-класса. Цена билета падает на 25-30%. Бюджетный вариант, если надо куда-то выбраться недалеко — в пределах 10 часов. Основное неудобство обнаруживается жарким китайским летом: на некоторых поездах К-класса нет кондиционеров, а имитирующий их вентилятор просто вяло гонит с места на место поток липкого, влажного и не очень хорошо пахнущего концентратом китайского табака водуха.

«Четырхзнаки» (Manche). Это бич-вагоны. Почти столыпинские. В них нет кондиционеров — только вентиляторы. На одно место почти гарантированно приходится пять человек. Ехать в таком ночью или летним днем — Ад, в котором очень пригодиться пожелание «удачной поездки». Выжить без тренировки в этом колыхающемся, поющем, посвистывающем, наступающем на ноги и руки вагоне очень сложно. Единственное, на что остается уповать, это на то, что в большинстве своем китайцы очень милые люди. И если им покажется, что «лаовай» теряет сознание кто нибудь непременно уступит место и даст воды.

Почувствуй разницу

Выбор небогатый: либо имитировать бегство белогвардейцев из Крыма и стараться сразу занять с место (что нереально на проходящем поезде) и не двигаться с него всё время поездки, либо смириться с судьбой и просто стоять всю дорогу до пункта назначения. Альтернатива — сидеть на полу. Впрочем, если есть желание почувствовать разницу и окунуться в «подлинную жизнь провинциального Китая», можно без излишней стеснительности заранее купить раскладной брезентовый стульчик, поколыхаться бредовую ночь на «четырехзнаке», отмыться, передохнуть и вернуться назад часа за два на D.

Такой эксперимент может любому вернуть вкус к радостям жизни.
Поделиться
Популярное